Подход на основе выделения школ менеджмента
. глубокое разделение труда в конвейерном производстве на основе высокой квалификации рабочих;
. развитие стандартизации в производстве автомобиля, что дает возможность на основе базовой модели выпускать различные его модификации;
. постоянное совершенствование управления производством.
Создатели школы научного управления полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.
Ф. Тейлор рассматривал управление как "искусство знать точно, что предстоит сделать, и как сделать это самым лучшим и дешевым способом".
Он выделил четыре группы управленческих функций:
· выбор цели;
· выбор средств;
· подготовка средств;
· контроль результатов.
Френк и Лилиан Гильбреты - видные американские исследователи и основоположники идей научного менеджмента. В начале XX в. начали изучать рабочие операции, используя кинокамеру и микрохронометр, который изобрел Френк. С помощью стоп-кадров Гильбреты смогли выявить и описать 17 основных движений кистей рук, которые получили название терблиги.
Такая модель организации характерна для "инженерного подхода" к управлению. Основными характеристиками организации и системы ее управления считаются цели и, в соответствии с ними, иерархия органов управления. Иерархия дополняется системой формально вводимых правил и процедур, которыми должен пользоваться человек.
Можно выделить следующие основные положения концепции научного управления:
Создание научного фундамента, заменяющего собой старые, традиционные, сложившиеся на практике методы работы на научное исследование каждого ее элемента.
Отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка, обучение и справедливое стимулирование труда.
Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы организации труда.
Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.
Научное управление выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работ. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению - это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали свою работу.
Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.
Классическая или административная школа управления (1920-1950).
Авторы, которые считаются создателями школы административного управления, более известной как "классическая школа", имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе.