Подход на основе выделения школ менеджмента
Возникновение школы человеческих отношений связано также с именем немецкого психолога Гуго Мюнстерберга (1863 - 1916). Широкую известность получила его работа "Психология и промышленная эффективность", изданная в 1913 году. Проведя массу экспериментов и создав значительное количество психологических тестов для отбора кандидатов на должность, он основал теорию психотехники.
Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины явления Хоторнского эксперимента. Было доказано, что мотивами поступков людей являются в основном не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.
Эта школа впервые рассмотрела организацию как социальную систему, в которой наряду с формальной структурой рассматривается неформальная структура. Человек рассматривается не только как функционер, выполняющий некоторую работу, но и как индивидуум, обладающий определенными социальными интересами. Исследовались потребности и как их проявление - межличностные и внутригрупповые отношения. Доказывался примат неформальной структуры по отношению к формальной.
Среди наиболее крупных фигур более позднего периода развития поведенческого - бихевиористского направления можно упомянуть, в первую очередь, Криса Арджи-риса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа МакГрегора и Фредерика Герцберга. Наиболее известной была теория МакГрегора, основанная на теории X - применение методов принуждения и поощрения ("кнута и пряника"), и теория Y- создание условий, благоприятствующих стимулированию работников, предоставлению им возможностей для максимального проявления инициативы, изобретательности и самостоятельности при достижении целей организации.
По мнению МакГрегора, по мере перехода организации от применения теории X к теории Y структура организации должна претерпевать серьезные изменения, все более отклоняясь от жесткой иерархической структуры, в которой власть и ответственность в основном сосредоточены на высших уровнях управления.
Как и более ранние школы, этот подход отстаивал "единственный наилучший путь" решения управленческих проблем. Но, несмотря на многие важные положительные результаты, бихевиористский подход иногда оказывался несостоятельным в ситуациях, которые отличались от тех, что исследовались его приверженцами.
"Эмпирическая" школа управления (с 40-х - 50-х гг. до нашего времени).
Это направление представлено группой крупных менеджеров и соответствующей "собственной" их теорией. Представители этого направления - крупные менеджеры, президенты и вице-президенты компаний, консультанты и другие лица, непосредственно занятые практикой управления. Наиболее видными представителями "эмпирической" школы являются П. Друкер, Р. Дэвис, Л. Ньюмен, Д. Миллер и др.
Одним из основных направлений исследований в "эмпирической" школе следует считать изучение содержания труда и функций руководителей. Это направление в значительной степени обусловлено тем обстоятельством, что "эмпирическая" школ утверждает профессионализацию управления, т. е. превращение труда по управлений в самостоятельный, специфичный вид труда - особую профессию.