Подход на основе выделения школ менеджмента
· иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
· наличие взаимосвязанной системы обобщенных формализованных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность при выполнении различных задач, дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности;
· осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями;
· стратегия пожизненного найма сотрудников;
· продвижение наверх внутри организации на основе компетентности и широких знаний, которые приходят с выслугой лет.
Вебер соединяет в своей концепции "организации идеального типа" такие факторы как разделение труда и специализация управленческих работников, разделение власти основанное на статусе (иерархии).
Более позднее развитие этого направления связано с углублением исследований и держания процессов организации и управления, с разработкой концепции организации как системы коммуникации и принятия решений.
Главная заслуга "классической" школы заключается в том, что в ее рамках было выработано понятие организационной структуры управления как системы взаимосвязей между должностями, которые, в свою очередь, образованы функциональным разделением труда I
Узость взглядов "классиков" заключалась в том, что организация рассматривалась как замкнутая система, а улучшение ее функционирования обеспечивалось за счет внутренней рационализации без учета внешней среды.
В целом, представители "классической" школы управления попытались разработать принципы, рекомендации и правила создания строго определенной принудительной системы работ и исключить влияние отдельных работников введением соответствующих жестких мер нормирования.
Школа "человеческих отношений" (с конца 30-х гг. - до нашего времени).
Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Поскольку это движение возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа "человеческих отношений" иногда называется неоклассической школой. Одним из основателей этой школы является Фрид Ротлисбергер. Однако двух ученых - Мери Паркер Фоллетт и Элтона Мэйо - можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы "человеческих отношений" в управлении. Именно Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как "обеспечение выполнения работы с помощью других лиц". Значительное внимание в исследованиях М. Фоллетт уделяется проблемам лидерства и демократизации управления.
В результате экспериментов с группами рабочих на заводах фирмы "Вестерн электрик" в г. Хотория (знаменитый Хоторнский эксперимент), продолжавшихся 13 лет (1927 - 1939 гг.), Ф. Ротлисбергер и Э. Мэйо пришли к выводу, что производительность труда рабочих существенно зависит не только от условий труда и действий администрации, но и от психологического и социального климата в среде рабочих (в так называемых неформальных малых группах).