Технология «Конкурсный отбор» и «Центр оценки»
Методы, применяемые в Центре оценки персонала.
. Специальные упражнения.
Цель специальных упражнений - моделирование наиболее типичных деловых ситуаций, характерных для оцениваемой деятельности.
Например, если основная деятельность связана с приемом потока посетителей и в Центре оценки ставится задача - определить успешность действий человека, его умение взаимодействовать с разными типами посетителей - одним из вариантов специального упражнения будет «Прием жалобщиков».
Если основная нагрузка исполнителя - разбор и сортировка корреспонденции, деловых бумаг и принятие управленческих решений на основе анализа ситуации, то специально проверяются навыки самоорганизации и умение эффективно работать с большим объемом информации. Пример подобного специального упражнения - так называемый организационный тест «Почтовый ящик».
В ходе упражнения «Почтовый ящик» каждый участник получает письменное описание ситуации и набор корреспонденции, условно собранный в его почтовом ящике. Задача состоит в том, чтобы в ограниченное время ознакомиться с информацией, содержащейся в «письмах», «записках», «официальных бумагах», и принять решение по поводу проблем, содержащихся в этих «сообщениях», учитывая условия и ограничения задаваемых ситуаций.
Индивидуальные результаты оцениваются по количественным и качественным показателям в соответствии со стандартной схемой обработки. Наиболее существенные критерии, оцениваемые в ходе данного упражнения:
¾ особенности мышления: системность, динамичность, гибкость, нестандартность;
¾ организационные способности: умение организовать взаимодействие, ориентация на конкретный результат деятельности, самоорганизация и умение распределять время.
Деловые тесты - опросники по деятельности. Отвечая на пункты вопросника, участник Центра оценки проявляет свою компетентность, знание различных профессиональных вопросов, способность ориентироваться в специальной области, ставить проблемы и предлагать варианты их решений. Кроме того, он демонстрирует отношение к своему делу, профессиональные цели и ценности, уровень владения средствами самоорганизации, включенность в организационную культуру.
Специальные упражнения в зависимости от задач оценки конкретного вида деятельности могут проводиться в индивидуальном и групповом режиме, в письменном и устном виде, непосредственно в ходе оценки и заранее (если для выполнения задачи требуется значительная подготовка). Все эти возможности обсуждаются и согласуются на этапе проектирования при составлении плана и программы Центра оценки.
. Психодиагностика
Цель использования стандартизированных психодиагностических методик (тестов) в Центре оценки - получение информации о качествах, существенно влияющих на поведение человека в организации, но с трудом поддающихся непосредственному наблюдению, например, готовности к обучению, интеллектуальных способностей, самооценки, внутренней конфликтности. Выявление латентных (не всегда проявляющихся) характеристик личности существенно для объективной комплексной оценки человека.
Типы психодиагностических методик применяемых в Центре оценки: Типологические и характерологические тесты-опросники, дающие достаточно полную картину склада личности человека;
¾ тесты оценки отдельных свойств и параметров личности, тесты способностей (например, часто применяемые тесты на интеллект);
¾ аппаратные методики (исследование объема внимания, кратковременной и долговременной памяти);
¾ проективные методики, направленные на выявление не всегда осознаваемых особенностей поведения человека, его общего представления о мире и собственном месте в нем.
3. Интервью.
Цель интервью - получение информации о профессиональных целях и ценностях, организаторских способностях, коммуникативных и личных качествах от самого оцениваемого для достижения максимальной объективности итоговой оценки.
В ходе интервью проясняется:
¾ реалистичность и профессиональная направленность целей, которые ставит перед собой участник;
¾ самооценка, оценка собственных достижений и неудач; ориентированность на профессиональный рост и продвижение по службе;
¾ круг общих интересов.
Наиболее важными качествами, оцениваемыми в ходе интервью, являются:
¾ квалификация;
¾ профессиональный опыт и умения кандидата;