Технология «Конкурсный отбор» и «Центр оценки»
¾ долгосрочные цели и намерения кандидата, адекватность его представлений о своей деятельности и роли в организации.
Информация, полученная в интервью, позволяет выйти за границы не посредственной данности и представить профессиональное и личностное развитие кандидата как процесс, определяемый как внешними факторами, так и позицией самого человека.
Групповые упражнения
Групповые упражнения в Центрах оценки используются в целях моделирования ситуации коллективной деятельности и получения информации о способах и средствах деятельности человека в них, а также об особенностях взаимодействия человека в группе при решении общей для них задачи.
Исходные принципы использования групповых упражнений в Центре оценки:
¾ поведение человека в социальной группе отличается от его индивидуальной деятельности;
¾ специфика организационной культуры и философии организации лучше всего проявляется именно в ситуации групповой работы;
¾ коммуникативный процесс (общение и взаимодействие людей) обеспечивается особыми внутренними (коммуникативными) средствами, которые использует человек для ориентации и понимания ситуации и для действия внутри нее.
Создание условий для проявления состава и для оценки эффективности этих внутренних средств деятельности и составляет суть имитации реального взаимодействия в игровых ситуациях.
В ходе наблюдения за взаимодействием участников данные фиксируются в специальных бланках; иногда применяются технические средства записи. Возможно использование взаимооценки участников с использованием специальных бланков.
По результатам наблюдения оцениваются коммуникативные и организационные навыки участников, способность к аргументации своей точки зрения, системность, динамичность и гибкость мышления, креативность. Определяется позиция каждого участника в групповом обсуждении - организатор дискуссии, защитник профессиональных ценностей, защитник нравственных ценностей, критик, генератор идей. Кроме того, если упражнение проводится в коллективе реально работающих вместе людей, решается задача - проследить типичные схемы взаимодействия в данной группе.
Чаще всего в качестве групповых упражнений в Центре оценки используется мозговой штурм, ролевая игра, групповая дискуссия.
Групповая дискуссия - это упражнение, в котором перед группой участников ставится задача проанализировать некоторую проблемную ситуацию, обсудить варианты ее развития, и принять совместное решение по выходу из нее. Режим работы участников определяется правилами ведения дискуссии, что дает достаточную свободу как для продвижения в содержании (итоговое решение зависит только от самой группы и не оценивается с точки зрения «правильности»), так и в ролевом самоопределнии (лидер- руководитель, организатор, генератор идей, критик).
Ролевая игра - это коллективное обсуждение, в котором (в отличие от групповой дискуссии) позиции и роли участников задаются в инструкциях. Участники решают задачу, находясь в определенной игровой роли, отстаивая позицию и преследуя цели, задаваемые этой ролью.
Мозговой штурм - это техника коллективной работы в ситуации отсутствия очевидных решений и необходимости поиска нетривиальных, творческих подходов. Задача участников, зная исходную ситуацию, придумать в ограниченное время возможно большее число вариантов ее решения. Режим работы участников задается инструкцией, запрещающей критику собственных и чужих предложений, и ориентирующей на поиск нестандартных, неочевидных вариантов решения. (3)
Организационно-управленческие игры (22)
Особый вид диагностической процедуры в рамках Центра оценки - организационно-управленческая игра. В этой игре происходит моделирование особой управленческой ситуации с целью выработки решений по стратегии развития организации и отдельных ее частей. В отличие от других методов организационно-управленческая игра основывается на материале реальных проблем данной организации, обсуждение которых актуально.
Конструирование диагностической организационно-управленческой игры исходит из различения трех пространств (составляющих) игровой реальности, организационно-правового, социально-психологического (поведенческого) и профессионально управленческого. В качестве материала для игры используется последовательность рабочих задач, технических заданий и условия деятельности рабочих подгрупп т.е. организационно-правовое и профессионально-управленческое описание ситуации.