Технология «Конкурсный отбор» и «Центр оценки»
Диагностическая цель игры - получение информации о степени выраженности у участников управленческих навыков, знаний, умений, их ролевого самоопределения в сфере управленческой деятельности, их позиции в организации.
Развивающая цель игры - получение результатов, которые могут быть использованы организацией и ее членами для дальнейшей работы. В игре происходит создание некоего ценного для организации (в виде плана развития, политики, стратегии и тактики организации). Участники имеют возможность осознать при помощи общего категориального аппарата свои собственные цели, интересы, позиции, роли. В ходе групповой работы формируются и сплачиваются вокруг реальной содержательной деятельности управленческие команды, которые интенсивно осваивают нормы и процедуры корпоративного управления.
Для применения данного метода необходимо привлечение профессионалов-игротехников, специализирующихся в сфере управленческой развивающей диагностической игропрактики.
При этом организаторы игры руководствуются последовательным соблюдением принципов самодеятельности, самоопределения, самоорганизации и саморазвития. Особое внимание уделяется последовательности освоения каждым членом группы приемов коллективного мышления: тематизации, схематизации, формализации, проблематизации и систематизации. Игровая форма позволяет целенаправленно сочетать фазы становления коллектива с этапами освоения группой управленческого стиля мышления. Например, конфликтные ситуации, складывающиеся при внутри или межгрупповом взаимодействии, используются для моделирования проблемных ситуаций в организационно-управленческой деятельности. Изменение тематических заданий способствует переходу группы к новой фазе развития. Усвоение приемов схематизации оказывается важным условием успешной самоорганизации группы. Формирование специфического для группы управленческого мышления оказывается необходимой предпосылкой взаимопонимания и успешной коллективной работы.
Фиксация результатов наблюдения в игре в специальных бланках в соответствии с системой критериев дополняется самодиагностикой участников благодаря моментам игровой рефлексии. Эффективность действий участника оценивается не только и даже не столько наблюдателями, сколько коллегами и самим участником, поскольку его действия (высказывания, предложения, решения) очевидным образом влияют на ход процесса игры и их смысл ясен всем игрокам.
Таким образом не только существенно повышается точность итоговой оценки, но и задается направление индивидуального самосовершенстования участника и его встраивание в общую схему взаимодействия в управленческой команде.