Стратегии и методы разрешения социальных конфликтов в организациях
Рис. 3. Возможные варианты распределения лидерских ролевых позиций в коллективе
Исследование социальных конфликтов в среде сестринского персонала педиатрического отделения для недоношенных детей МУЗ ГКБ №20 им. И.С. Берзона г. Красноярска
Общая часть
Итак, как свидетельствует анализ имеющихся на сегодняшний день литературных данных, проблема конфликтов и стрессов в современных коллективах находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых, теоретиков и практиков, представителей различных научных школ и направлений. Все большее значение приобретают прикладные аспекты - теория и практика разрешения конфликтов и снятия стрессовых ситуаций. В области здравоохранения разработка аспектов управленческого труда особенно актуальна, что объясняется рядом причин, среди которых наиболее существенной является интенсивное развитие медицины и системы здравоохранения и как следствие - усложнение работы руководителей. Кроме того, потребность в совершенствовании аспектов управления определяется недостаточной разработкой технологий управления медицинскими работниками с учетом специфики их социально-психологических проблем.
В рамках настоящего исследования проблема возникновения и разрешения конфликтов была проанализирована на примере коллектива медицинских сестер педиатрического отделения для недоношенных детей МУЗ ГКБ №20 им. И.С. Берзона г. Красноярска.
Основными методами исследования на данном этапе послужили анкетирование медицинских сестер и анализ должностных инструкций сестринского персонала отделения. В исследовании принимал участие весь сестринский персонал отделения - 26 медицинских сестер, в том числе медицинские сестры палатные, медицинские сестры процедурного кабинета, медицинские сестры молочной комнаты, а также старшая медицинская сестра отделения.
Для анкетирования использовались следующие методики:
1. Для изучения социально-психологического климата в отделении - методика «Определение психологического климата в организации» (Уткин Э.А. и соавт., 1999) (Приложение 1).
2. Для изучения уровня конфликтности медицинских сестер - методика «Конфликтная ли Вы личность» (Рогов Е.И., 2005) (Приложение 2).
3. Для изучения стиля поведения медицинских сестер в конфликте - методика «Стиль поведения в конфликте» (Анцупов А.Я., Шипилов А.И., 2004) (Приложение 3).
При анализе результатов исследования все опрошенные медицинские сестры были разделены на несколько групп в зависимости от возраста (менее 20 лет - 5 человек, от 21 до 30 лет - 8 человек; от 31 до 40 лет - 6 человек; от 41 до 50 лет - 5 человек; старше 50 лет - 2 человека) и стажа работы (менее 1 года - 4 человека; от 1 до 10 лет - 11 человек; от 11 до 20 лет - 8 человек, более 20 лет - 3 человека). Анализ результатов анкетирования проводился отдельно для каждой группы.
Изучение должностных инструкций проводилось в соответствии с основными принципами составления и оформления должностных инструкций сестринского персонала ЛПУ, изложенными в работах Хейфеца А.С. (2001), Санкиной Л.В. (2003).
Основные результаты исследования изложены ниже.
Изучение социально - психологического климата в отделении
Как уже было сказано, для изучения социально-психологического климата была использована методика «Определение психологического климата в организации», состоящая из семидесяти четырех утверждений и позволяющая оценить психологический климат коллектива по семи основным показателям - ответственность, коллективизм, сплоченность, контактность, открытость, организованность, информированность.
Результаты исследования можно представить в виде следующего графика (рис. 1).
Рис.1. Социально-психологический климат в исследуемом коллективе
Как мы видим из графика, психологический климат в отделении по большинству показателей соответствует оптимальному или среднему уровню.
Так оптимальными являются показатели ответственности (8,9), контактности (7,8) и открытости (7,0); средними - показатели коллективизма (6,1), организованности (6,9) и информированности (6,1) и низким - показатель сплоченности (4,2).
Особого внимания заслуживает низкий показатель сплоченности и относительно низкий - коллективизма. При этом следует отметить относительно более высокий уровень данных показателей в возрастных группах 41-50 лет (сплоченность - 5,2; коллективизм - 6,5) и старше 50 лет (сплоченность - 4,3, коллективизм - 6,4). Аналогичная ситуация прослеживается и в зависимости от стажа работы: для медсестер со стажем работы 11-20 лет - сплоченность - 4,4, коллективизм - 6,3; для медсестер со стажем работы более 20 лет - сплоченность - 4,4, коллективизм - 6,5. Это, по всей видимости, говорит о том, что более старшие и опытные медицинские сестры в большей степени приспособлены к условиям работы в коллективе сотрудников - они менее, чем их более молодые коллеги склонны видеть недостатки других, в большей степени ощущают себя частью коллектива, как единого целого.